Дорогомилово. Историческая справка

 
 

Войдите сюда для управления командой и регистрации на соревнования.





Соревнования проводятся при поддержке:
Кафе МУ-МУ

Музей-панорама Бородинская битва

Центральный музей Великой Отечественной войны

Часть 1. Герб, или что это за зверь: щит "московской формы"?
Гербовая эмблема района Дорогомилово Итак, первый вопрос хочется поднять о гербе района. В официальной версии (если кому-то интересно, утвержден решением муниципального Cобрания 26.02.04 г. № 2/3-МС) указано следующее:
"Щит московской формы рассечен. В правом золотом поле три черные перевязи. В левом красном поле два золотых ружья в косой крест, штыками вверх, сопровождаемые сверху черным кивером с серебряным султаном прямо."
Там же есть объяснение:
"Три черные перевязи в золотом поле, символизируя заставу, верстовой столб, будку часового, отражают древнее название территории района, известное и сегодня - Дорогомиловская застава. Два золотых ружья, сопровождаемые сверху черным кивером, символизируют военную историю района, его связь с войной 1812 года."
Вас ничего не зацепило? =) В любой книге по такой старинной дисциплине, как геральдика, с ее канонами, проверенными временем, встречаются треугольные нормандские, каплевидные варяжские, круглые восточные, четырехугольные французские и испанские, овальные итальянские, фигурные немецкие и английские формы щита (пример). "Московской формы" щита вы там не найдете. В России даже своей собственной формы щита для герба никогда не было, использовали "чужую" - французскую!
Щит французской формы Если рассматривать историю геральдики в России, то стоит начать с древней Руси. Тогда гербового изображения как такового еще не было, но славяне 6-8 веков на границах своих территорий уже выводили орнаменты и опознавательные символы.
Позже, во времена Киевской Руси, у великих князей появились свои княжеские печати с атакующим соколом, родовым знаком Рюриковичей. С периода правления Ярослава Мудрого на княжеской печати фигурировало изображение Георгия Победоносца с копьем (Георгий – имя Ярослава Мудрого при крещении). Впоследствии этот знак копейщика стал чеканиться и на лицевой стороне монеты (копейки), и его уже можно считать первым настоящим полноценным гербом Руси.
Двуглавый византийский орел появился на Гербе России после того, как Иван III сочетался династическим браком с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Корона на гербе появилась при Иване Грозном, а при Михаиле Федоровиче их официально стало целых три.
В ту пору уже существовали некоторые территориальные эмблемы, такие как московский всадник, лев города Владимира, ярославский медведь, но гербами их назвать было нельзя. Большинство городов по-прежнему оказались без собственных символов. Гербов, установленных и узаконенных высшей властью, созданных по правилам геральдической науки, просто не было.
Как рачительный хозяин, Петр Первый решил взяться за административное деление на губернии-провинции-уезды и ввел регулярную армию. Полки размещались по городам и получали название этих городов. Тут и возникла необходимость в гербах городов, чтобы разместить их на полковых знамёнах! Для составления городских гербов в 1722 году была создана целая герольдмейстерская контора, которая провела своеобразное анкетирование разных городов, чтобы собрать сведения, необходимые для составления гербов. Для этого анализировались сведения об истории, экономике, географии и культуре городов, легенды и древние предания. Но, конечно, герольдмейстерская контора не могла охватить все города. Когда эстафета перешла к Екатерине Великой, императрица провела новую областную реформу и законодательно обязала каждому городу иметь свой герб. Тут уж городское герботворчество поднялось на качественно новый уровень =)
Но несмотря ни на что, в России в качестве основы для герба использовались щиты французской формы. Щит московской формы А экзотическая "московская форма" герба появилась относительно недавно и вызвала немало возмущений специалистов по геральдике из-за отклонений от классических стандартов, сложившихся за века.
Часть 2. "Дорогомилово" - что в имени тебе моём?
Впервые в летописи эта местность упоминается как Дорогомилово в 1412 году, при правлении Великого князя Василия III. До сих пор историки не пришли к единому решению, отчего же эта территория называется именно так.
Версия первая, на первый взгляд фантастическая. Когда путешественники приезжали в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее "дорОгою милою".
Версия вторая, сомнительная. В слободе жили ямщики (об этом чуть попозже), и когда они отвозили путешественников к месту их следования, брали за свои услуги немалые деньги, но работали быстро и исправно. Поэтому довольные седоки говорили: "Дорого, да мило!"
Версия третья, скучная, но наиболее вероятная. Название района связано с воеводами Дорогомиловичами. Новгородский боярин Иван Дорогомилов пришел в Москву вместе с князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского, который получил Москву в удел после смерти отца. Возможно, Ивану Дорогомилову и принадлежали эти земли.
Часть 3. Дорогомилово: от урочища до ямской слободы.
Схематическая карта Москвы и ее окрестностей в XIV-XV вв. (по И.И.Голубцову и М.В.Фехнер) Схематическая карта Москвы и ее окрестностей в XIV-XV вв. (по И.И.Голубцову и М.В.Фехнер)

В стародавние времена на левом берегу Москвы-реки, на вершине холма, в районе современной Плющихи, находилось урочище. В 13-16 веках в летописях оно уже упоминается как одно из сел, составлявших окружение небольшого укрепленного городка – Москвы.
В 14 веке эти подмосковные земли перешли во владение ростовских епископов, и простирались они от Новодевичьего монастыря до Плющихи. Границы района многократно менялись.
В конце 16 века на ранее незаселенном правом берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода. Сюда переселили "государевых ямщиков" из села Вяземы.








Дорогомиловская слобода и Новодевичий монастырь на первом геодезическом плане Москвы 1739 г. Дорогомиловская слобода и Новодевичий монастырь на первом геодезическом плане Москвы 1739 г.

Слово "ямщик" происходит от слова "ям", так в России в 13–18 веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка "ям" означает "место остановки". С середины 18 века ямы стали называться почтами.
Этим же словом – "ям" – в 13-15 веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов.
С конца 15 века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников.
Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал "служилый или приказной человек", который "расписывал" дорогу с устроенными на ней через 40–50 верст "станами", и распределял обязанности между населением дворов – кто чем обязан был помогать государственному яму. Сюда входила и расчистка дорог. Ямщики освобождались от податей, но должны были держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, представляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные "прогоны".
В 16 веке ямщики составляли особый класс и занимали место между крестьянами-землепашцами и служилыми людьми. Государи жаловали ямщикам земли в вечное и потомственное владение в предместьях Москвы, за земляным городом, где те селились на правах уездных жителей, владея пашнями, сенными покосами, выпасами и другими угодьями.
Организованная система сообщений – "ямская гоньба" - окончательно оформилась при Иване III, который завершил государственное объединение Руси. Ямская гоньба была создана исключительно для нужд государственного управления. Пути, по которым велись дипломатические отношения, хотя и пролегали по пустынной и малонаселенной местности, имели хорошо устроенные ямы, в то время как ряд важнейших торговых путей не был устроен и не имел ямов.
Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.
Первоначально Дорогомиловская ямская слобода представляла собой несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к броду через Москву-реку. В остальной части располагались заливные луга, доходившие до самой реки. В Дорогомиловской слободе ямщицкие земли располагались к северу от Смоленской дороги.
Со временем благосостояние ямщиков улучшилось, и это позволило им пристроить к своей приходской церкви Богоявления Господня каменный придел, а позже построить новую каменную церковь. И это несмотря на то, что каменное строительство в Москве было строжайше запрещено! Все каменщики и весь добываемый строительный материал тогда направлялись на возведение новой столицы!
В 16-17 веках Смоленская дорога была очень оживленной. По ней Москва сообщалась с Западной Европой, проезжали в Москву многочисленные посольства западных государств, при Иване Грозном войска шли на отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче – для освобождения русских городов в Литве.
На месте брода через Москву-реку, где в 16 веке был лодочный и паромный перевозы, в следующем веке был выстроен деревянный плавучий ("живой") Дорогомиловский мост, лежавший прямо на воде. Рядом с ним, на самом берегу реки Москвы, для Великого князя Ивана III был построен временный Дорогомиловский дворец. Отсюда он провожал свою дочь Елену в Литву, отдавая ее замуж за сына литовского короля Александра. По этому мосту торжественно въезжала в город будущая московская царица Марина Мнишек, для встречи которой были сооружены первые в Москве Триумфальные ворота.
По Смоленке иноземные торговые караваны везли в Московию ткани, фарфор, предметы роскоши, а увозили меха. Смоленский рынок, располагавшийся рядом с территорией старого Дорогомилова, издревле назывался пушным.
Недалеко от Дорогомиловского моста, на берегу находилась небольшая рыбачья слободка, в то время принадлежавшая Патриарху и именовавшаяся Бережковской рыбной слободой. Начиная с 14 века эта местность называлась "Бережки" - так именовали низкие затопляемые берега. Тут раньше была небольшая каменная церковь Тихвинской Божьей Матери (стоявшая на месте современного дома 2). К западу от слободы находился Красный луг, позднее занятый огородами. Красным (тёплым) луг назывался из-за расположения на южном склоне приречной возвышенности. До 1967 года сегодняшняя улица Потылиха так и называлась "улица Красный луг".
Талька Елизарова
 
 
Новости Все соревнования О проекте Контакты Форум